Как учить грамматику

Как учить грамматику Отношение студентов к грамматике разное. Одни считают, что это скучное и неблагодарное дело и хотят выучить ее в общении, т.е. естественным путем, как родной язык. Другие понимают, что это очень важный и кропотливый процесс, требующий затраты времени и усилий.
Что же такое "грамматика"? Простое определение гласит, что это набор структур и правил, которым мы следуем, когда используем язык. Если мы часто нарушаем существующие правила в иностранном языке, он становиться непонятным и только при большой сообразительности или по ситуации можно выяснить, что же хотел сказать говорящий.
Правила важны, они есть везде, во всех областях жизни, но учить, как их употреблять, можно по-разному. Те, кто не любит и не хочет заниматься целенаправленно, идут путем проб и ошибок. Они много общаются на языке и естественным путем приобретают определенные грамматические навыки, также как они овладевали родным языком. (Общение с иностранцами, прослушивание песен, просмотр английских фильмов, чтение английской литературы, и т.п.). Проживание в стране изучаемого языка очень помогает при таком подходе. Но, что Вы получите на выходе при таком изучении неизвестно, так как способности у людей к иностранным языкам разные, соответственно разные возможности имитировать, анализировать, чувствовать, понимать и употреблять структуры. Очень часто у людей, не любящих заниматься грамматикой, язык "грязный", то есть с множеством неточностей и ошибок. Порой, даже удивительно: человек говорит довольно бегло, но с такой массой ошибок, что не понятно, как он мог так выучить. А секрет в том, что он не осознает структуры и законы языка и не чувствует их.
Если Вы изучаете какую-то грамматическую структуру и хотите понимать и правильно ее употреблять, Вас ждет кропотливый труд. Один из возможных вариантов действий следующий. Сначала рассматривается ситуация (текст, диалог или ряд предложений) с необходимой структурой, в которую вы входите и пытаетесь сами понять. Затем Вы можете проанализировать значения и формы данной структуры, сверить с правилом, которое дается, или прослушать пояснения учителя. Достаточно ли этого, чтобы правильно употреблять структуру? Конечно же, нет. Необходимо проделать ряд действий (упражнений), чтобы затренировать форму и ситуации, в которых структура употребляется, и довести до автоматизма. Проделывать цикл надо неоднократно на разных уровнях изучения языка. Только когда Вы станете чувствовать, что в такой-то ситуации нужно употреблять то-то и автоматически делать это, можно сказать, что Вы овладели навыком и можете употреблять структуру безошибочно. Давайте рассмотрим на примере.

Использование настоящего длительного (Present Progressive) для указание на действие происходящего в момент говорения (I am looking at you).
  • Трудность №1. В русском языке настоящего длительного нет, поэтому для начала это сложно для понимания.
  • Трудность №2. Сложна форма образования времени. Необходимо помнить, что форма состоит из двух частей: глагола "to be" и причастия 1 (singing). Глагол to be изменяется (I am. He/she/ it is. We/you /they are). Причастие 1 не изменяется, но есть сложности при образовании и соответственно при написании (stopping, lying, trying, living).
  • Трудность №3. Соотнести образование и понимание времени c нужной ситуацией.
Одна из возможных схем овладения навыком употребления грамматической структуры:
1. Ознакомление с текстом:
  • What are you doing at the moment?
  • I am having lunch.
  • What are you having?
  • Just a sandwich and some bananas.
2. Подчеркните сказуемое в предложении 1, 2 и 3 , скажите, когда происходит действие. Какое выражение помогает Вам понять, когда происходит действие? (at the moment). Действие однократное или происходящее какое-то время в настоящем?
3. Проанализируйте, как образуется настоящее длительное. – "are doing, am having"
Am and are – глагол "to be", который изменяется по лицам и числам в настоящем времени, doing and having – причастие І (- ing форма), которое не изменяется.
Поставьте галочку, что вы делаете сейчас, и скажите нам:
  • You are smiling.
  • You are looking at your friend.
  • You are talking. и т.п.
4.Прочитайте и проанализируйте образование времени. Сравните с вашим пониманием. Или преподаватель может сделать пояснения
Данная часть помогает вам понять значение времени и его образование. Но это лишь первый шаг. Если даже вы все поняли, на следующий день вы можете легко забыть то, что знали вчера. Чтобы закрепить знания и приобрести навыки и умения, небходимы:
5.Упражнения на закрепление образования времени.
  • Образуйте причастие 1 от глаголов : to play, to hit, to buy, to tell, to travel, etc.
  • Посмотрите на картинку и скажите, что люди делают: he is ….., they are….., the girl is……., the people are……
  • Опишите, что Вы и ваши друзья делают сейчас в классе. ( I am answering. Ann is talking to Jack. Alice and Bob are texting. etc.)
  • Найдите ошибки:
   I am smile.
   He going to the gym.
   We are lieing/

6. Упражнения на закрепление значения времени и продуцирование речи:
  • Опишите картинку, используя настоящее длительное (мы видим, что происходит в данный момент на картинке).
  • Выберите нужную форму:
   Look outside! It snows/ is snowing.
   Where are you? – I am standing/stand near the front door.
   They often have/ are having pasta for breakfast.

7. Скажите, что делают члены вашей семьи в данное время.
Например: Мy mother is cooking now. My brother is sleeping. Etc.
Сделав такие упражнения, вы должны повторить схему на следующем занятии. Но опять-таки этого не достаточно. При изучении грамматики важна цикличность: периодическое повторение пройденного. При повторении вырабатывается автоматизм реакции на ситуацию и форму грамматической структуры, вырабатывается умение.

Таким образом, в случае серьезной работы над грамматикой, вероятность грамотного говорения на иностранном языке повышается, и ваша речь будет производить приятное впечатление.
Естественно это не единственный способ добиться успеха. Мы все индивидуальны. Но рациональность данного способа неоспорима.