Как эффективнее запоминать слова (10 советов)

Как эффективнее запоминать слова (10 советов)

Изучая иностранный язык, студенты часто сталкиваются с тем, что им катастрофически не хватает подходящих слов, а когда они смотрят их в словаре, то всплескивают руками или стучат по лбу, ругая себя: «Да я же знал это слово!» или «Так я же его уже выписывал!» Как избежать лишней траты времени и запоминать слова быстрее и надежнее? Запоминание информации как процесс состоит из самого запоминания, хранения и воспроизведения информации. То есть, от того, куда Вы «поместили» слово, зависит то, как быстро Вы сможете у себя его найти и достать.

Кроме того, на процесс запоминания влияет и Ваша установка, и преобладающий тип восприятия, и количество повторений и их интервалы и т.д. В данной статье мы расскажем, как учить иностранные слова, чтобы они надежнее оставались у Вас в памяти.

Здесь собраны 10 способов, которые помогут расширить Ваш словарный запас и сэкономят время.

1) Изготовьте наклейки-стикеры к простым словам

На первом этапе изучения преобладают слова, обозначающие конкретные предметы. Например, такие темы, как «Еда и кухня» или «Квартира». С такой лексикой легко работать, можно обозначить дома эти предметы стикерами с надписями. Вы будете видеть не перевод слова, а конкретный предмет и его обозначение на иностранном языке. К тому же, Вы будете видеть эти слова каждый день.

2) Обозначайте слова на картинках

Для изучения лексики к таким темам, как «Офис», «Одежда» или «Магазин» можно найти подходящую картинку из журнала и непосредственно на ней подписывать новые слова.

3) Классифицируйте слова (сортируйте по группам)

Зачем это нужно, попробуем проверить на практике:

Прочитайте и запомните слова:

Первый список: Орех, скрипка, банан, пианино, ребенок, мюсли, мама, труба, коляска.

Закройте текст и запишите, что Вы запомнили.

Второй список: тарелка, ложка, нож, вилка

                             артист, театр, сцена, пьеса

                             теннис, футбол, гольф, поле

Если Вы запомнили все слова из первого списка, значить Вы применяли методы мнемотехники или у Вас феноменальная память от природы. Скорее всего, Вы запомнили все или почти все слова из второго списка, потому что они были сгруппированы тематически. И вы подключили смысловую память.

Откройте любой учебник иностранного языка, и Вы увидите, что каждая глава учебника посвящена определенной теме: «Еда», «Одежда», «Дружба», «Образование». Многие упражнения для закрепления лексики тоже построены по этому принципу: распределить слова по группам, найти лишнее слово, подобрать к группе слов обобщающее слово и т.д.

Кстати, объединять можно не только существительные, но и другие части речи.

Например, Вам достался список слов: играть, готовить, смотреть, писать и существительные обед, телевизор, пианино, письмо. Быстрее их выучить в словосочетаниях: играть на пианино, смотреть телевизор, писать письмо и готовить обед.

4) Составляйте предложения

Можно использовать два варианта: 1) запоминать фразы-примеры «Меня зовут Лена», «Как пройти к вокзалу?» или 2) составлять предложения с несколькими новыми словами. Например, Вам нужно выучить слова: артист, театр, сцена, пьеса.

Известный артист выступает на сцене драматического театра в новой пьесе.

5) Подбирайте антонимы

Подбирать противоположные по смыслу слова (ассоциация по контрасту). Очень хороший способ для изучения прилагательных (хороший – плохой, высокий - низкий), наречий (мало – много, быстро – медленно), глаголов с приставками (открывать – закрывать, приходить – уходить), существительных (мужчина – женщина, начало – конец) и т.д.

Насколько хорошо работает этот принцип попробуйте проверить. Прочитайте слова и запомните их:

Первый список: работать, идти, смеяться, писать, мерзнуть, родиться, купить, бросать, спрашивать.

Закройте список и напишите слова, которые вы запомнили.

Второй список: работать - отдыхать, идти - стоять, смеяться - плакать, писать - читать, мерзнуть - потеть, родиться - умереть, купить - продать, бросать - поднимать, спрашивать - отвечать.

Теперь допишите недостающую пару к этим глаголам:

…….. - отдыхать, …….. - стоять, …….. - плакать, …….. - читать, ……. - потеть, ……… - умереть, ……. - продать, …….. - поднимать, ……… - отвечать.

6) Подбирайте слова по сходным признакам

В психологии это называется ассоциацией по сходству. Если вы уже знаете слово «женщина», можно связать его со словом «девочка». Прилагательное «горячий» ассоциируется как следующая стадия после «теплый» и т.д. Также можно запоминать процессы по нарастанию или убыванию: идти – бежать – мчаться или холодный – прохладный – теплый – горячий) и т.д.

7) Составляйте ассоциациативные цепочки

Если Вам нужно обсудить определенную тему или написать о чем-либо, используйте Ваши ассоциации и развивайте их дальше. К каждой лекции в учебнике обычно прилагается список слов. Используйте его. Если вам понадобились другие слова, загляните в словарь и допишите. В психологии это один из законов памяти: при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.


8) Показывайте слова

Отличный способ учить глаголы: движение (идти, прыгать, падать, садиться …), эмоции (плакать, смеяться, злиться …), ритуалы (пожимать руку, обниматься, прощаться), виды спорта (плавать, играть в футбол, гольф, теннис …), домашние дела (пылесосить, мыть посуду, стирать), профессии (слесарь, водитель, учитель, секретарь…) и т.д.

Можно использовать этот метод и с прилагательными (большой, высокий, толстый, смешной, тяжелый …).

9) Группируйте слова по личным предпочтениям

Группировать можно по принципу нравится – не нравится, люблю – не люблю. Так Вы задействуете свои эмоции, а не только логику. Это может быть еда, хобби, виды спорта, литературные жанры, обязанности по дому, школьные предметы, личные качества, погода и т. д.

10) Занимайтесь словообразованием

Например, Вы выучили существительное «Украина». Образуйте от него прилагательное – «украинский», еще одно существительное – «украинец» или «украинка». От глагола «работать» можно образовать существительные «работа», «работодатель», «работник», прилагательные «рабочий», «работоспособный» и т.д.

Эти методы применимы к изучению любого иностранного языка. Проделав один раз такую работу, Вы меньше будете заглядывать в словарь и сможете бегло и непринужденно вести беседу, участвовать в форумах и т.д.